Как решить проблему массовых ДТП в Украине (часть 1)
Из года в год ситуация с массовыми авариями на дорогах Украины не только не решается, но еще больше усугубляется. Министерством Внутренних Дел было принято решение о начислении серьезных штрафов для нарушителей и установкой видеозаписи движения, но, как показывает практика, ситуация существенно не улучшилась. Аварийность на украинских дорогах является глобальной проблемой для всей страны, поэтому, в довершению к предпринятым мерам, также необходим масштабные изменения в сфере подхода к проектированию дорог.
Ситуация в цифрах
Дорожно-транспортные происшествия ежегодно в мире отбирают жизни у более, чем 1,25 млн человек, при этом Украина, по исследованиям МТСБУ в 2019 году, занимает 6 место по уровню смертности в связи с ДТП.
Массовые аварии, в которых один участник не убедившись в безопасности маневра, становится виновником многочисленных травм у других участников движения, а то и летального исхода, к сожалению, на дорогах нашей страны не редкость.
Согласно статистики, которую предоставляет Департамент патрульной полиции, цифры ужасают:
- За первое полугодие 2019 года в ДТП погибли 1688 человек.
- В среднем в нашей стране из-за аварий, каждый день гибнет 8 человек.
- Каждые три часа в ДТП в Украине гибнет один человек.
- С января по июль 2019 года случилось 86,7 тысяч аварий.
- Гибель в аварии считается наиболее частой причиной смерти среди молодежи от 15 до 24 лет.
- 43% — такая цифра погибших в ДТП велосипедистов и пешеходов.
Конечно, люди попадают в аварии, травмируются и погибают не только в Украине, однако среди европейских стран наша удерживает пугающую лидирующую позицию. Более того, предоставленные официальные цифры могут быть даже несколько заниженными, как считают юристы практики уголовного права, так как не не вся информация о летальных исходах вследствие ДТП попадает в официальные отчеты полиции.
Причины массовых ДТП в Украине
Так что же становится причиной такой ситуации:
- на первое место можно поставить коррупционные схемы, которые активно применяются при выдаче водительских прав — за руль садятся те, кто не имеет необходимых знаний для этого или вовсе не может водить автомобиль по состоянию здоровья;
- первенство также может разделить вождение в нетрезвом виде;
- далее следует игнорирование элементарных правил безопасности;
- нарушение ПДД: проезд перекрестка, безопасная дистанция, осуществление маневров, допустимая скорость движения и т.д.
Также, помимо этих очевидных причин есть еще одна — устаревшие методы проектирования автомобильных трасс.
Активное проектирование дорог в нашей стране в 1960-1970-х годах базировалось на том, что ширина автотрассы должна быть максимальной, при этом она должна иметь минимальное количество препятствий, для ограниченного количества маневров. Но, как показал многолетний печальный опыт, такая иллюзия безопасности наоборот расслабляет внимание и концентрацию водителя. Особенно это актуально в населенных пунктах, где помимо автомобилей участниками движения являются велосипедисты, присутствуют пешеходные переходы и т.д.
В качестве положительного примера можно рассматривать страны Азии, где при большом пересечении транспортных потоков, само движение является довольно медленным, что значительно снижает количество ДТП со смертельным исходом.
Какие предпринимаются действия
В МВД Украины уверены, что основная причина высокой аварийности на дорогах заключается в:
- несовершенстве законодательного регулирования безопасности дорожного движения,
- отсутствии реальных фиксаций скорости транспортных средств, которое осуществляется в автоматическом режиме,
- лояльности относительно санкций за грубые нарушения правил дорожного движения.
В связи с этим, в национальной полиции были разработаны инициативы, предусматривающие повышение в 10 раз штрафов за грубые нарушения ПДД, усиленный контроль за дорожным движением, изменения порядка выдачи водительского удостоверения. Получив новые права, человек, который без единого нарушения водил автомобиль в течение двух лет может их обменять на удостоверение, которым можно пользоваться 30 лет. В противном случае необходимо будет сдавать экзамен еще раз.
Также с 1 января 2018 года вступило в силу правило, предусматривающее снижение максимально разрешенной скорости в пределах населенных пунктов, теперь это 50км/ч, в отличие от предыдущих 60км/ч. В МВД убеждены, что такое ограничение способно снизить смертность на дорогах на 80%.
Помимо этого, весной 2019 года МВД анонсировало запуск работы системы видеофиксации нарушений ПДД. Специалисты уверены что данное решение одновременно с увеличением штрафов, способно сократить смертность на дорогах страны на 30%. Стоит отметить, что в некоторых крупных областях видеокамеры были установлены еще в 2016 году, т.е. система уже опробована и частично запущена.
Смотрите также: